Береста — можно сказать один из самых поэтических материалов народного декоративно-прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов, в зимнюю пору — от трескучих морозов. Летом через узкие короткие отверстия — чечевички, заполненные рыхлой тканью, кислород поступает к древесине ствола и питает его. Зимой чечевички смыкаются, рыхлая ткань заполняется особым веществом, делающим их непроницаемыми. Чечевички на выбеленной поверхности березовой коры образуют характерный рисунок, придающий этому материалу особую декоративность и выразительность.
Толщина бересты зависит от возраста березы. После каждого прожитого года на коре образуется новый тонкий, но прочный слой. Самый молодой слой всегда прилегает к стволу, мастера-берестоделы называют его лицевым. Он имеет приятную, слегка глянцевую поверхность и насыщенный золотисто-желтый цвет с зеленоватыми или коричневыми оттенками. В изделиях эта сторона бересты всегда оказывается снаружи. Самый старый слой бересты расположен на поверхности коры и покрыт тончайшей белесой пленочкой, испещренной черточками чечевичек, а порой всевозможными бурыми наростами, корочками.
Единых сроков заготовки бересты не существует. Они зависят от широты местности, характера погоды, конкретной точки произрастания, обычаев и других факторов. В Западной Сибири бересту «берут* трижды в год. Весной — когда начинается сокодвижение у деревьев, летом — в пору цветения шиповника и, наконец, осенью — в период опадания березовых листьев. В средней полосе России кору заготавливают в основном с середины мая до середины июня. Если правильно определено время, кора режется с легким потрескиванием, края в местах разреза приподнимаются.
Заготовка пластовой бересты. На березах, стоящих не на опушке, а в лесной чаще, выбирают ровные участки ствола без сучков, шрамов, всевозможных наростов. Острым ножом делают два поперечных надреза вокруг ствола, на глубину верхнего коркового слоя, которые затем соединяют одиночным долевым разрезом. Просунув под бересту тонкий, длинный деревянный клин, осторожно отделяют рубашку ствола. Можно просто концом ножа отделить край надрезанной бересты от нижнего слоя коры заболони, а затем осторожно справа налево руками снять (оторвать) ее от ствола. Нанесенная березе рана не загубит дерево, а лишь лишит его прежней красоты. Взамен ее на стволе появляется буро-коричневый пояс, который постепенно, с годами, зарастает новыми слоями бересты.
Народы Севера для получения берестяных полотен, используемых в качестве кровли, подстилки, при изготовлении лодок, применяли специальный нож с длинной, почти метровой рукояткой. На выбранном дереве (толстом, ровном, без изъянов) делали продольные длинные, до полутора метров, надрезы и два коротких — кольцевых.
Снятые листы пластовой бересты, называемые «скало», хранят в прохладном помещении, сложив их попарно внутренними слоями друг к другу, и придавливают грузом во избежание скручивания.
Отдельные выделанные крупные заготовки пластовой бересты сшивали друг с другом с помощью крапивных ниток и получали полотно в несколько метров. Чтобы края полотен не рвались, их обшивали берестяной кромкой. В частности в летнее время рыбаки и охотники возили эти полотнища с собой, плотно свернув в рулоны. Их использовали в качестве укрытия от дождя, подстилки и т. д.
Заготовка берестяных лент. Для плетеных изделий из бересты требуется березовая лента — лыко, лычки шириной от 0,5 см (сувенирные изделия) до 3 см (хозяйственные корзины). Ширина лент, свернутых при заготовке в клубки диаметром от 12 до 16 см, постоянна на всем протяжении. В зависимости от времени снятия коры различают «соковое лыко» и «силодерное». Соковое лыко снимают во время сокодвижения, с внутренней стороны оно имеет светло-желтую окраску. Силодерное лыко, имеющее темно-коричневый цвет, заготавливают ранней весной или поздней осенью. Снятая береста не должна расслаиваться, иметь сучков, червоточин, рыхлых поперечных линий — «иголок», портящих ее внешний вид.
Чтобы снять такую ленту со ствола дерева, прочерчивают шилом по спирали две параллельные линии. Ориентируясь на них, бересту прорезают резаком или ножом. Поддев кончиком ножа начало ленты, осторожно приподнимают ее и сразу же скручивают в клубок внутренней стороной коры наружу, оставляя отверстия для вентиляции. Точно разметить параллельные линии можно с помощью самодельной чертилки (рис. 111, а). Можно изготовить специальный резак с ограничителем (рис. 111, б), которым одновременно задается ширина будущей ленты, надрезаются края ее, и она отделяется от ствола. При заготовке материала нужна значительная осторожность, чтобы инструментом не повредить ни лыко, ни внутренних слоев коры. Ведь береста — не кора, а наружное прикрытие ее.
Узкие ленты для мелких работ нарезают от пластовой бересты, разложив ее на подкладной доске и воспользовавшись металлической линейкой и сапожным ножом. Линейку не бересте располагают так, чтобы ее кромка была параллельна черточкам-чечевичкам.
Заготовка сколотней. Сколотень — это берестяной цилиндр, целиком снятый с поваленной березы. Для заготовки годятся только те деревья, которые были срублены весной или в начале лета, когда береста хорошо отделяется от ствола. Выбираются ровные, без сучков, наростов и повреждений стволы, достигающие на высоте полутора метров от комеля диаметра 16-20 см. У поваленного дерева отпиливают участки с сучьями. В оставшихся ровных частях ствола на расстоянии от 20 до 50 см друг от друга (в зависимости от диаметра ствола), делают кольцевые надрезы. Высота будущего сколотня обычно превышает его диаметр в полтора-два раза.
Затем приступают к выколачиванию коры. Специальной деревянной колотушкой, которую тут же вырезают из березового стволика, осторожно, чтобы не повредить бересту, отбивают кору. В распил более тонкого конца березового поленца вставляют тонкий деревянный клин, проволоку или металлическую мочалку (рис. 112) и постепенно отслаивают бересту. Если коленце одиночное, сначала отслаивают кору до середины с одного конца, затем, повернув, — с другого. С помощью киянки или колотушки окончательно выбивают ствол, помня о том, что один из концов его чуть большего диаметра. Если на одном стволе размечено сразу несколько цилиндров, сначала снимают с помощью приспособлений самый маленький сколотень, потом следующий —- толще и т. д. Сколотни вставляют один в другой и в таком виде транспортируют в мастерскую, где они хранятся до непосредственного использования.
Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесной чаще, на болотах можно встретить поваленные березы или стоящие на корню, но пораженные трутовиками. Наличие их на стволе березы — верный признак умирающего или погибшего дерева. Сухостойные березы легко определить и в то время, когда все деревья сбросили листву. В надрезе на погибшей березе под берестой обнаруживаются темно-коричневый слой камбия. Если поддеть такую бересту ножом, она легко отделяется от ствола.
Береста погибших берез снимается в любое время года. Она пригодна для многих видов декоративно-художественных работ, в первую очередь в аппликации, мозаике, создании «живописных» полотен. Такая кора обладает своими, присущими только ей декоративными свойствами. Внутренний слой ее окрашен пигментами камбия в красно-коричневые цвета с различными оттенками.
Дополнительная обработка бересты. Полотняная береста, идущая на изготовление сосудов, коробок, блюд, а также полотнищ для подстилки, кровли, должна обладать особой мягкостью, эластичностью, сравнимой с кожей. Такие свойства она приобретает после длительного вываривания. Северяне куски снятой бересты свертывали в рулоны, перевязывали и ставили в котлы с водой. Котлы подвешивали над костром, закрывая рулоны сверху мхом. После вываривания в течение 3-5 часов (некоторые мастера эту процедуру продлевают до 10-12 часов) рулоны переворачивали и снова варили.
Иногда бересту длительно вываривали не просто в кипящей воде, а в «рыбном бульоне», добавив в воду кости или жир рыб. От этого береста становилась особенно прочной, приобретала способность не пропускать воду и не делаться хрупкой на морозе.
Мастера-берестянщики, жители Приамурья, при длительном хранении перекладывали слои бересты крупными листьями папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору.
Нередко кору берез перед изготовлением изделий окрашивали в тот или иной цвет. Бересту черного цвета получали весьма оригинальным способом. Куски коры помещали на 8—10 дней в ил, после чего тщательно промывали в речной воде. Выдерживая бересту в отваре ольховой или лиственничной коры, придавали ей коричневый цвет. Иногда поступали проще: смачивали бересту водой и оставляли ее на свету, следя за тем, чтобы она не пересохла, не сделалась жесткой и хрупкой. Желтую краску для окрашивания сырья получали из плесневых грибов гнилого дуба.
Береста, пролежавшая несколько дней на солнце, становится красноватой. Однако от продолжительного пребывания на свету цвет ее изменяется на совершенно белый. Если поверхность берестяной заготовки тщательно смазать сливками и недолго подержать над огнем, она приобретает своеобразный красновато-коричневый цвет.